Техника нападающего удара
23-12-2012 21:14Разбег.
Трудно найти физическое упражнение, подобное нападающему удару в волейболе, которое включало бы в себя бег, прыжок и метание. При кажущейся простоте всего комплекса движений волейболиста, идущего в атаку, координация его движений весьма сложна, хотя в силу естественности движений, привычных человеку, волейболист этого не замечает. В правильной координации движений таится значительный резерв повышения мастерства нападающего.
Бытует мнение, что при напрыгивании вперед следует выносить так называемую толчковую ногу. Это неверно. Толчковая нога — это выражение чисто условное. Оно идет от привычки считать сильнейшей ту ногу, которой привычно отталкиваться. На самом деле возможности обеих ног одинаковы. Это, кстати, подтверждается тем, что квалифицированные легкоатлеты-многоборцы, прыгая в высоту, отталкиваются одной ногой, а в длину — другой.
Игроки, у которых более ловкая рука правая, чаще отталкиваются левой ногой. Поэтому в напрыгивании перед прыжком они вперед посылают правую ногу, что как раз и будет наиболее целесообразным для удара правой рукой. Энергичный замах рукой и отведение плеча поворачивает несколько вправо туловище игрока, при этом правая нога касается площадки раньше левой (рис. 20).
Движения нападающего в замедленной съемке.
Эта последовательность нужна не только для правильной координации — взаимодействия рук и ног. Более энергичный (при отталкивании) рывок вверх правой рукой раньше потянет за собой всю правую сторону тела игрока. Поэтому правая нога тогда получит равную по времени с левой ногой нагрузку, когда при постановке, опережая ее, посылается вперед. Пренебрежение равномерным распределением нагрузки на ноги может быть причиной их травм.
Есть волейболисты, выполняющие напрыгивание, посылая вперед левую ногу (при ударе правой рукой). Стремясь равномерно распределить нагрузку на обе ноги, они подпрыгивают и за счет этого успевают опередить правой ногой левую. Внешне это оставляет впечатление «путающихся ног». Эти движения особенно опасны, если у игрока при выходе на удар нет твердых навыков и уверенности. Такой волейболист не сможет стабильно и успешно выполнять нападающие удары.
В последнем шаге (напрыгивании) надо соблюдать разумную меру в высоте напрыгивания, помня, что оно является лишь средством для увеличения прыжка, а не самоцелью. В фазе полета (напрыгивания) руки отводят назад. Этому способствует опережающий рывок туловищем вперед. К моменту постановки ног руки, естественно, круговым движением «тянут» тело вверх. Иногда рекомендуют ставить ноги перед толчком на пятки. Это неверно. Ноги ставят так: правая вначале на внешний свод стопы, а левая на всю стопу. Обе ноги как бы упираются в пол, а для этого необходима наибольшая площадь опоры. Чем больше скорость разбега, тем больший нужен вынос ног вперед, большее опережение постановки правой ноги и общий поворот вправо. Погасив инерцию напрыгивания и разбега, игрок энергично отталкивается ногами.
Из всего сказанного следует сделать вывод, что главным ключевым компонентом выхода на удар является последний шаг, т. е. напрыгивание. Количество же шагов в зависимости от игровой обстановки может быть любым. Чаще, однако, применяется разбег. Очень важно определить начало разбега, своевременность которого позволяет выйти на мяч в нужный момент. Всякая остановка в разбеге — грубая ошибка , снижающая качество прыжка и уменьшающим возможности, встречи с мячом в удобном положении.
Некоторые игроки, прежде чем сделать первый шаг, наблюдая за пасующим, переминаются на месте — это не ошибка. Главное — не пойти вперед преждевременно и не опоздать с разбегом. Время начала разбега и его направление определяют по восходящей траектории передачи мяча для нападающего удара. Для выработки умения определять это время необходимы многократные упражнения. Надо стараться определять время и место встречи с мячом тогда, когда он только оторвался от рук пасующего.
Таким образом первым шагом при трехшаговом разбеге определяется начало разбега, второй служит для корректировки направления движения, а последний шаг — напрыгивание — необходим для преодоления оставшейся до толчка дистанции. В зависимости от удаления игрока от мяча последний шаг может быть совсем небольшим или достигать 2—3 м и более.
Помня о том, что в волейболе каждое последующее движение должно получать наилучшие предпосылки от предыдущего, локти рук с началом движения вверх должны опережать кисти. Небьющую руку останавливают на уровне чуть выше плеча несколько согнутой. Если ее оставить внизу, то она будет затруднять выполнение удара. Локоть бьющей руки обгоняет кисть до исходного положения для удара. В момент самого удара локоть снова обгоняет кисть, за счет чего достигается хлысто-образное движение бьющей руки.
Прямой нападающий удар.
Рассмотрим исходное положение бьющей руки. В практике довольно широко распространено мнение, что кисть бьющей руки нужно заносить назад за голову. Это ошибочное мнение. При таком положении руки волейболисты, даже очень одаренные, редко добиваются высоких результатов, но довольно часто травмируют плечевой сустав. В каком же положении должна быть кисть перед ударом? Можно ли кисть расположить, например, над головом (такие рекомендации тоже существуют) ? Нет, нельзя. В этом случае кисть окажется в центре вращения тела вокруг вертикальной оси и скорость ее движения будет равна нулю. Наибольшее ускорение можно получить, вынося кисть в сторону, но тогда удару помешает сетка. Только один наклон туловища тоже не будет давать желаемого эффекта.
В положении замаха туловище несколько отклоняют назад (сильный прогиб допустим только в том случае, если мяч оказался за головой), ноги свободно опущены, колени несколько согнуты, нога, одноименная бьющей руке, чуть выше над площадкой, чем другая (из-за приподнятости плеча).
В исходном положении для удара кисть может быть напряжена или расслаблена, что зависит от той задачи, которую решает игрок своим ударом. Прежде всего надо найти свободное, естественное положение пальцев. Чем сильней нужно пробить по мячу, тем расслабленней должна быть кисть. По мере же увеличения точности удара увеличивается и степень напряжения кисти.
Рассмотрим сказанное на примерах. После передачи для нападающего удара мяч оказался далеко от сетки. Сильно пробить такой мяч неудобно, нецелесообразно. Лучше произвести не очень сильный, но точный удар. Для этого игрок активнее отводит плечо бьющей руки назад, а удар выполняет в основном за счет вращения туловища вокруг вертикальной оси, стараясь придать движению кисти прямолинейное направление. Кисть напряжена, отведена пальцами вверх и при ударе как бы давит на мяч.
Движение туловища при этом примерно такое же, как у толкателя ядра. Такой удар чище всего применяют для того, чтобы мяч от блока ушел в ауг, а также при необходимости «закручивания» (или «срезки») мяча.
Другой пример. Мяч находится в не удобном для удара положении. В этом случае движения будут похожи на финальную фазу дейстний метателя копья, завершающего бросок так называемым хлыстом. Здесь волейболист активно сгибает туловище вокруг горизонтальной оси. В момент удара игрок как бы «повисает» на мяче. Причем повисать должна не только рука, а все тело: в удар вкладывается масса всего тела. Для этого кисть накрывает мяч, заканчивая хлыстообразное движение.
Во всех видах метания, как известно, особое значение имеет концовка. Это в полной мере относится и к нападающему удару в волейболе. Вот почему самый главный компонент нападающего удара—работа туловища. Только тот, кто способен сделать резкий рывок телом п конце удара, может сочетать силу удара с его точностью. Для спортсменов, владеющих концовкой удара, очень характерно резкое опускание головы в сочетании с движением ногами вперед. Бывают случаи, когда игрок касается сетки ногами. По правилам это, конечно, ошибка, но по технике — само совершенство, если это касание не делаемся нарочито, а является следствием энергичной работы туловища. Теперь о так называемой работе кистью . Можно часто слышать суждения об игроках, у которых «работает кисть» или «не работает кисть», без каких-либо определенных рекомендаций. Обычно критерием хорошей «работы кистью» считается уже следствие удара: попал в площадку — «работает кисть», не попал — «кисть не работает. В чем же здесь дело?
Угол между направлением полета мяча от удара и поверхностью площадки зависит от перемещения кисти а лучезапястном суставе по горизонтальной оси. Чем больше кисть при ударе будет отведена назад, тем дальше полетит мяч и угол между направлением его полета и плоскостью площадки будет меньшим. И наоборот: чем больше кисть согнется вперед и накроет мяч, тем круче будет направление полета мяча, а угол между этим направлением и плоскостью площадки будет все больше приближаться к прямому. Отсюда можно сделать вывод, что направление полета мяча зависит от изменения положения кисти в лучезапястном суставе, от ее движений по горизонтальной оси. Однако игрок, не видя кисти в момент удара, не в состоянии почувствовать разницу в ее положении в пределах 10—20°. В то же время эти 20° при ударе на заднюю линию дадут существенную разницу. Поэтому «работа кисти», ее движение по горизонтальной оси приобретает ценность при близких к сетке передачах и сильных ударах или во всех других случаях, когда не требуется особой точности. Правда, с уменьшением силы удара ценность этого способа, его точность, повышается, а для игры выше блока «кистевой» удар считается главным, единственным целесообразным ударом.
В современном волейболе, когда все большее значение приобретает расширение сферы действий нападающих ударов, в том числе и при значительном удалении их от сетки, все чаще применяют движения кистью вокруг вертикальной оси («переводы» кистью влево и вправо). Как правило, успешная игра в защите (при блоке и на задней линии) зависит от умения заранее правильно определить направление полета мяча после нападающего удара. Рассчитывать только на реакцию игрока — дело мало перспективное. Поэтому изучают многие компоненты действий нападающих, что позволяет предвидеть направления их действий. Вот здесь-то «работа кистью» вокруг вертикальной оси и дает особый эффект, так как с помощью этого движения можно изменить направление полета мяча совершенно неожиданно для игроков противника. Какого-либо особою исходного положения для различных нападающих ударов нет и не должно быть, так как оно могло бы преждевременно раскрыл, намерение нападающего. Движение кисти вокруг вертикальной оси предпочтительней и для точности удара. Посмотрим на траекторию движения кисти нападающего при активном движении вокруг горизонтальной оси («хлыст»). Она представляет собой часть окружности. Направление полета мяча от удара идет по касательной этой части окружности в зависимости от места удара. Таким образом, для того чтобы мяч попал в площадку, нужно коснуться его при ударе в строго определенном участке этой окружности. Выход касания за границы этого участка приводит к тому, что мяч или выйдет за пределы площадки, или попадет в сетку. Если же уменьшить активность вращения кисти вокруг горизонтальной оси и увеличить вокруг вертикальной, то появляется возможность прямолинейного движения кисти, отчего увеличивается точность удара.
Еще несколько слов о положении локтя. Во всех случаях, особенно когда мяч находится в неудобном для удара положении, нельзя локоть бьющей руки опускать ниже плечевого сустава, так как желание «накрыть» мяч приводит к движению руки в этом сутсаве и кисть по малой окружности опустит мяч в сетку. При поднятии локтя «накрывание» мяча совмещают с движением всего туловища вперед и мяч как бы «толкают» в нужном направлении.
Разобравшись в принципиальных положениях прямого нападающего удара, рассмотрим теперь его общую структуру (рис. 21). Игрок начинает движение правой ногой, делая маленький шаг. Скорость движений в этом шаге он регулирует в зависимости от высоты и удаленности мяча. Нужно строго соблюдать правило: «ждать» мяч или в начале движении или уже в воздухе, в прыжке. Остановка в промежутке между этими крайними положениями (первый шаг и прыжок) резко снижает качество прыжка или приводит к прыжку с места. Вторым шагом (левой ногой) игрок определяет направление разбега. Ногу выставляют так, чтобы в дальнейшем направление разбега уже не менялось. Третий шаг обеспечивает преодоление дистанции, оставшейся до места отталкивания. Трехшажный разбег самый рациональный. В игровой же обстановке встречаются и другие виды разбега (от одного шага до нескольких шагов бега). Чтобы добиться «рессорности», растянуть мышцы-разгибатели и заставить их с большим эффектом сократиться, игрок как бы «натыкается» на чуть согнутые в коленях ноги. Выполнив все эти движения, игрок в наивысшей точке своего прыжка встречается с мячом.
Признаком мастерства в нападающем ударе является умение игрока встречаться с мячом в трех фазах прыжка: в момент взлета, в верхней точке или при опускании. Но таким комплексом умений могут овладеть немногие. Однако, отдавая предпочтение какому-либо положению для удара, следует помнить, что постоянно применяемое одно и то же положение при встрече с мячом рано или поздно приведет к снижению эффективности удара. Выполнив удар, игрок должен правильно приземлиться на согнутые в коленях ноги, иногда до глубокого приседа и даже касания руками о пол. Мягкое приземление предупреждает травмы коленных и голеностопных суставов. Кроме того, приземление на согнутые ноги способствует успешному выполнению любых последующих игровых приемов.