Интервью. Зоран Гайич - 2
09-02-2013 14:28"Мы живем в эпоху, когда тренерская логика не руководит ни одним видом спорта, она в тени маркетинговой и финансовой логики"
В этот раз мне хотелось бы сказать несколько слов о календаре соревнований. В чемпионате России наступил перерыв в связи с проведением Кубка мира и предквалификационного континентального турнира для отбора на Олимпийские игры в Пекине. Из-за обязательств игроков в сборных «Искра» опять осталась без пятерки лучших – Кулешов, Вербов, Абрамов и Жиба выступают на Кубке мира, а Шопс с немецкой сборной пытается добыть путевку на Олимпиаду. Говорю опять, поскольку в урезанном составе, без упомянутой пятерки волейболистов, мы уже проводили подготовку к началу первенства России.
В значительной мере такая работа больше похожа на импровизацию – невозможно наигрывать командные действия в отсутствие пяти лучших игроков. За то время, которое мы провели все вместе, «Искра» успела сыграть четыре тура в чемпионате России, матчи полуфинала Кубка России и дебютировала в Кубке ЕКВ. В тот момент, когда у команды начали появляться первые очертания, наступила новая пауза. В таком усеченном составе проведем 35 дней. В январе последует еще один перерыв, когда в очередной раз можем лишиться Шопса (искренне надеюсь, что Россия и Бразилия добудут олимпийские путевки уже на Кубке мира) на 20 дней – Германия, скорее всего, получит право выступить в Турции на отборочном турнире к ОИ-2008. Как правило, сезон в предолимпийском году, в котором проводятся Мировая лига, Чемпионат Европы, Кубок мира, отборочные турниры к Олимпийским играм, вкупе с программой клубных соревнований, является труднейшим с точки зрения клубных интересов, поскольку существующий календарь безжалостно прерывает целостность работы в клубе по принципу «старт-стоп-старт-стоп».
Складывается парадоксальная ситуация – календарь наказывает лучшие команды. Чем больше число волейболистов, привлекаемых в сборные, тем крупнее кадровые потери клубов в случаях, подобных этому. Командам, в рядах которых нет таких сильных игроков, – легче, поскольку и в перерывах они укомплектованы полностью, а вынужденная пауза не влияет на тренировочный процесс.
Я не собираюсь взвешивать кому такая ситуация в большей или меньшей степени на руку. В конце концов, она является лишь последствием, а мне бы хотелось обратить внимание читателей на истоки проблемы, на ту причину, в результате которой мы и оказались в такой ситуации.
Я убежден, что волейбол расплачивается за отсутствие единого центра синхронизации календаря соревнований. Помимо Мировой федерации волейбола (FIVB), есть еще и Европейская конфедерация (CEV) и национальные федерации, и каждая из них курирует определенное число турниров: под эгидой FIVB проходят Олимпийские игры, чемпионаты мира, Мировая лига, Кубок мира, отборочные турниры к Олимпийским играм и чемпионатам мира; CEV отвечает за проведение чемпионата Европы, отборочного турнира к чемпионату Европы, клубной Лиги чемпионов, и остальных еврокубков; национальные федерации отвечают за проведение чемпионатов и кубков отдельных стран. Это большое число турниров, которое не встроено в годичный тренировочно-методологический макроцикл. Правильно составленный календарь соревнований подразумевает, что у каждого волейболиста есть подготовительный, соревновательный и восстановительный период, общая сложность которых составляет 12 месяцев.
В результате мы имеем неправильно составленный с методологической точки зрения календарь, из-за которого лучшие игроки фактически в течение 12 месяцев находятся в соревновательном периоде, в ущерб подготовительному и восстановительному. Отсюда и большое количество травм и отказов игроков, а также снижение качества игры.
Одним из самых ярких примеров неуклюжего планирования календаря является время проведения Мировой лиги. Турнир существует уже 18 лет, а эта проблема до сих пор оптимально не решена. Я всецело поддерживаю идею популяризации волейбола в мире и считаю, что Мировая лига один из лучших инструментов для его пропагандирования. Ее вклад в рост популярности этого вида спорта поистине большой. Более того, Мировая лига позволила поклонникам волейбола в тех странах (включая некоторые среднеевропейские государства), где он менее продвинут, наслаждаться вживую игрой звезд первой величины. Если бы не было Мировой лиги, то когда бы болельщикам, скажем, в Финляндии или Болгарии удалось живьем понаблюдать за выступлениями Жибы, к примеру?
Также нельзя забывать, что Мировая лига – турнир, в существенной мере коммерческий. Это, в свою очередь, позволяет волейбольным федерациям, которые не могут похвастать крупными бюджетами, по сути бесплатно продвигать этот вид спорта в своих странах. Бесплатный промоушн, конечно, не стимул для федераций волейбольных супердержав как Россия или Италия, которые не испытывают проблем с финансами, но является важным подспорьем для тех стран, где денег на развитие волейбола не всегда хватает.
В то же время, летние термины проведения игр Мировой лиги не очень удобны по ряду причин. После трудного сезона игроки не могут получить заслуженный отдых, фактически непрерывные круглогодичные выступления не позволяют нам соблюсти методологические закономерности процесса подготовки спортсменов, в обязательном порядке требующих предоставления волейболистам восстановительного периода после переноса больших нагрузок. Это приводит к «износу материала», большому количеству травм и отказов игроков, для которых полноценный отдых дороже денег. Трудно вспомнить какой-либо крупный турнир, на котором все ведущие сборные были бы в полном составе, всегда кого-то не хватает. Так, в 2005-м году у нас на чемпионате Европы не было Кулешова, на ЧМ-2006 – Тетюхина. Еще в ту пору, когда я возглавлял сборную Югославии, я относился к Мировой лиге как к части подготовительного периода, поскольку хотелось выиграть что-то большое на крупнейших осенних турнирах.
Помимо этого, в летние месяцы резко падает посещаемость игр Мировой лиги, поскольку (это особенно касается европейских стран) на это время приходится пик отпускной поры. В первые несколько лет после того, как турнир был учрежден, залы спорткомплексов регулярно заполнялись до отказа, но в последнее время интерес к нему упал и в Европе это особенно заметно летом. Исключением здесь является финальный турнир, который всегда собирает большое количество зрителей.
К сожалению, мы живем в эпоху, когда тренерская логика не руководит ни одним видом спорта, она в тени маркетинговой и финансовой логики. В некоторых видах спорта, где вращается большее количество денег и игроки обходятся клубам в гораздо большие суммы, забота об их здоровье, соответственно, больше, и календарь составляется так чтобы свести к минимуму отрицательные последствия. В волейболе это еще не происходит, поскольку нельзя объяснить никакой логикой такой факт, как, к примеру, то, что в разгар подготовки к ЧМ-2006 в Японии сборная России на 25 дней лишилась 11 игроков сборной, у которых были клубные обязательства в рамках Лиги чемпионов. В итоге никого не интересует, как вы готовились, помнится лишь достигнутый результат, а он был ниже реальных возможностей команды, частично и из-за рваной подготовки.
Kалендарь остается нерешенной проблемой, поскольку лишает возможности тренеров, как в клубах, так и в сборных, реализовать максимальный потенциал их подопечных, a самих волейболистов заставляет играть в режиме, который идет вразрез с методологией подготовки, практически пренебрегая подготовительным периодом. Решение проблемы вижу, прежде всего, в соблюдении общепринятой методологии создания годичного макроцикла в работе с игроками. На практике это означает 2-2,5 месяца непрерывного подготовительного периода, полмесяца восстановительного периода и 9-9,5 месяца соревновательного периода, охватывающего все без исключения турниры на уровне клубов и сборных. По моему мнению, ведущую роль в этом процессе логичнее всего было бы отвести FIVB, закрепив за ней роль центра синхронизации календаря. Такое решение пойдет на пользу всем, поскольку нынешнее положение дел не устраивает никого. Для того чтобы это получилось, власть предержащим в волейболе необходимо проявить больше знания и понимания методологических закономерностей тренировочного процесса. Если они проявят такую культуру в области методологии, мы получим улучшенный календарь, а тем самим и лучшие условия для работы, что в конечном счете приведет к росту качества игры.